Умственная отсталость (олигофрения). Симптомы и признаки умственной отсталости. Диагностика и дифференциальная диагностика умственной отсталости

3
спасибо Спасибо
Оглавление
  1. Что такое умственная отсталость (олигофрения)?
  2. Этиология и патогенез (основы развития) умственной отсталости (поражение головного мозга) - (видео)
  3. Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести) - (видео)
  4. Клинические варианты и формы умственной отсталости
  5. Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки) - (видео)
  6. Диагностика умственной отсталости - (видео)
  7. Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников) - (видео)
  8. Лечение и коррекция умственной отсталости (как лечить олигофрению?)
  9. Образование лиц с умственной отсталостью - (видео)
  10. Реабилитация и социализация детей с умственной отсталостью - (видео)
  11. Прогноз при умственной отсталости - (видео)

Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки)

Для детей с умственной отсталостью (олигофренией) характерны сходные проявления и признаки (нарушения внимания, памяти, мышления, поведения и так далее). В то же время, выраженность данных нарушений напрямую зависит от степени олигофрении.

Для умственно отсталых детей характерно:
  • нарушение мышления;
  • нарушение концентрации внимания;
  • нарушения познавательной деятельности;
  • нарушения речи;
  • проблемы в общении;
  • нарушения зрения;
  • нарушения слуха;
  • нарушения сенсорного развития;
  • нарушения памяти;
  • двигательные нарушения (нарушения моторики);
  • нарушения психических функций;
  • нарушения поведения;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

Нарушения умственного развития и мышления, интеллектуальные нарушения (основное нарушение)

Нарушение умственного развития является основным симптомом олигофрении. Проявляется это в неспособности нормально мыслить, принимать правильные решения, делать выводы из полученной информации и так далее.

Нарушения умственного развития и мышления при олигофрении характеризуются:
  • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
  • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
  • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
  • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
  • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
  • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.

Нарушения познавательной деятельности

Для детей с легкой степенью олигофрении характерно снижение интереса к окружающим их предметам, вещам и событиям. Они не стремятся узнавать что-то новое, а при обучении быстро забывают полученную (прочитанную, услышанную) информацию. В то же время, правильно проводимые занятия и специальные обучающие программы позволяют им обучаться простым профессиям. При умеренно выраженной и тяжелой умственной отсталости дети могут решать простые задачи, однако новую информацию они запоминают крайне тяжело и только если с ними занимаются в течение длительного времени. Сами они не проявляют никакой инициативы для изучения чего-то нового.

Нарушение концентрации внимания

У всех детей с олигофренией отмечается снижение способности концентрировать внимание, что обусловлено нарушением активности головного мозга.

При легкой степени умственной отсталости ребенку трудно усидеть на месте, в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом (например, они не могут читать книгу в течение нескольких минут подряд, а после прочтения не могут пересказать, о чем была речь в книге). В то же время, может отмечаться абсолютно противоположное явление – при изучении какого-либо предмета (ситуации) ребенок чрезмерно концентрирует внимание на его мельчайших деталях, при этом, не оценивая предмет (ситуацию) в целом.

При умеренно выраженной олигофрении привлечь внимание ребенка крайне сложно. Если же это удается сделать, через несколько секунд ребенок вновь отвлекается, переключаясь на другое занятие. При тяжелой форме заболевания привлечь внимание пациента не удается вообще (лишь в исключительных случаях ребенок может реагировать на какие-либо яркие предметы или громкие, необычные звуки).

Нарушение/недоразвитие речи и проблемы в общении

Нарушения речи могут быть связаны с функциональным недоразвитием головного мозга (что характерно для легкой формы заболевания). В то же время, при умеренно выраженной и глубокой олигофрении может наблюдаться органическое поражение речевого аппарата, что также будет создавать определенные проблемы в общении.

Нарушение речи у детей с умственной отсталостью характеризуется:
  • Немотой. При легкой форме заболевания полная немота встречается относительно редко, обычно при отсутствии необходимых коррекционных программ и занятий. При имбецильности (умеренно выраженной олигофрении) немота может быть связана с поражением речевого аппарата или с нарушениями слуха (если ребенок глухой, он также не сможет заучивать слова и произносить их). При глубокой умственной отсталости дети обычно не могут разговаривать. Вместо слов они произносят непонятные звуки. Если даже им удается выучить несколько слов, правильно использовать их они не в состоянии.
  • Дислалией. Характеризуется нарушением речи, заключающимся в неправильном произношении звуков. При этом некоторые звуки дети могут не произносить вообще.
  • Заиканием. Характерно для олигофрении легкой и умеренной степени выраженности.
  • Отсутствием выразительности речи. При легкой форме заболевания данный недостаток может быть устранен с помощью занятий, в то время как при более тяжелых формах это сделать невозможно.
  • Нарушением контроля громкости речи. Это может наблюдаться при нарушениях слуха. В норме, когда человек говорит и слышит свою речь, он автоматически контролирует ее громкость. Если олигофрен не слышит произносимых им слов, его речь будет слишком громкой.
  • Сложностями при построении длинных фраз. Начав говорить одно, ребенок может сразу переключиться на другое явление или предмет, в результате чего его речь будет бессмысленной и непонятной для окружающих.

Нарушения зрения

При легкой и умеренно выраженной форме заболевания зрительный анализатор обычно развит нормально. В то же время, из-за нарушения мыслительных процессов ребенок может не различать определенные цвета (например, если его попросить выбрать желтые картинки среди картинок других цветов, он будет отличать желтый цвет от остальных, однако выполнить поставленную задачу ему будет трудно).

Выраженные нарушения зрения могут наблюдаться при глубокой олигофрении, которая часто сочетается с дефектами развития зрительного анализатора. При этом ребенок может не различать цвета, видеть предметы искаженными или вовсе быть слепым.

Также стоит отметить, что нарушения зрения (косоглазие, слепота и так далее) могут быть связаны с основным заболеванием, являющимся причиной умственной отсталости (например, при наследственном синдроме Барде-Бидля, при котором дети могут рождаться уже слепыми).

Бывают ли галлюцинации при олигофрении?

Галлюцинации – это несуществующие изображения, образы, звуки или ощущения, которые видит, слышит или чувствует пациент. Для него они кажутся реалистичными и правдоподобными, хотя на самом деле это не так.

Для классического течения умственной отсталости развитие галлюцинаций не характерно. В то же время, при сочетании олигофрении с шизофренией могут появиться характерные для последнего заболевания признаки, в том числе и галлюцинации. Также данный симптом может наблюдаться при психозах, при выраженном умственном или физическом переутомлении и при употреблении каких-либо токсических веществ (алкогольных напитков, наркотиков) даже в минимальных количествах. Последнее явление обусловлено неполноценным развитием центральной нервной системы и головного мозга в частности, вследствие чего даже ничтожно малое количество алкоголя может вызвать у пациента зрительные галлюцинации и другие расстройства психики.

Нарушения слуха (глухие дети с умственной отсталостью)

Расстройства слуха могут наблюдаться при любой степени олигофрении. Причиной этого могут быть органические поражения слухового аппарата (например, при врожденных аномалиях развития, что характерно для детей с глубокой умственной отсталостью). Также повреждение слухового анализатора может наблюдаться при гемолитической болезни новорожденных, при некоторых генетических синдромах и так далее.

Развитие и обучение глухого умственно отсталого ребенка протекает еще более медленно, так как он не может воспринимать речь окружающих его людей. При полной глухоте дети, как правило, не могут и разговаривать (не слыша речь, они не могут ее повторять), вследствие чего даже при легкой форме заболевания они выражают свои эмоции и чувства лишь своеобразным мычанием и криками. При частичной глухоте или глухоте на одно ухо дети могут обучаться речи, однако во время разговора они могут неправильно произносить слова или говорить слишком громко, что также связано с неполноценностью слухового анализатора.

Нарушения сенсорного развития

Сенсорное развитие – это способность ребенка воспринимать окружающий его мир с помощью различных органов чувств (в первую очередь, зрения и осязания). Научно доказано, что для большинства умственно отсталых детей характерны нарушения данных функций той или иной степени выраженности.

Нарушения сенсорного развития могут проявляться:
  • Замедленным зрительным восприятием. Чтобы оценить увиденный предмет (понять что это, зачем оно нужно и так далее), умственно отсталому ребенку нужно в несколько раз больше времени, чем нормальному человеку.
  • Узостью зрительного восприятия. В норме дети старшего возраста могут одновременно воспринимать (замечать) до 12 предметов. В то же время, пациенты с олигофренией могут воспринимать не более 4 – 6 предметов одновременно.
  • Нарушением цветового восприятия. Дети могут не различать цвета или оттенки одного и того же цвета.
  • Нарушением осязания. Если закрыть ребенку глаза и дать ему знакомый предмет (например, его личную чашку), он может без труда узнать ее. В то же время, если дать такую же чашку, однако сделанную из дерева или другого материала, ребенок не всегда сможет точно ответить, что у него в руках.

Нарушения памяти

У здорового человека после нескольких повторений одного и того же материала между нервными клетками головного мозга формируются определенные связи (синапсы), что позволяет ему запоминать полученную информацию на длительное время. При легкой умственной отсталости скорость образования данных синапсов нарушается (замедляется), вследствие чего ребенок должен повторять определенную информацию намного дольше (больше раз), чтобы ее запомнить. В то же время, при прекращении занятий заученные данные быстро забываются или могут искажаться (ребенок неправильно пересказывает прочтенную или услышанную информацию).

При умеренной олигофрении перечисленные нарушения более выражены. Ребенок с трудом запоминает полученную информацию, а при ее воспроизведении может путаться в датах и других данных. В то же время, при глубокой олигофрении память у пациента развита крайне слабо. Он может узнавать лица самых близких людей, может откликаться на свое имя или (крайне редко) заучивать несколько слов, хотя их значения он не понимает.

Двигательные нарушения (нарушения моторики)

Нарушения моторики и произвольных движений наблюдаются практически у 100% детей с олигофренией. В то же время, от степени заболевания зависит и выраженность двигательных расстройств.

Двигательные нарушения у умственно отсталых детей могут проявляться:
  • Замедленными и неуклюжими движениями. При попытке взять предмет со стола ребенок может подносить руку к нему очень медленно, неуклюже. Передвигаются такие дети также очень медленно, могут часто спотыкаться, их ноги могут заплетаться и так далее.
  • Двигательным беспокойством. Это другой тип двигательных расстройств, при котором ребенок не сидит на месте, постоянно передвигается, выполняет простые движения руками и ногами. В то же время, его движения не скоординированы и бессмысленны, резки и размашисты. Во время разговора такие дети могут сопровождать свою речь чрезмерно выраженными жестами и мимикой.
  • Нарушением координации движений. Дети с легкой и умеренной формой заболевания подолгу учатся ходить, брать предметы в руки, сохранять равновесие в положении «стоя» (у некоторых из них данные навыки могут появляться только к подростковому возрасту).
  • Невозможностью выполнять сложные движения. Дети с олигофренией испытывают значительные трудности, если им нужно выполнить два последовательных, однако различных движения (например, подбросить мяч вверх и ударить по нему рукой). Переход от одного движения к другому у них замедлен, вследствие чего подброшенный вверх мяч упадет, а ребенок так и «не успеет» по нему ударить.
  • Нарушением мелкой моторики. Точные движения, требующие повышенной концентрации внимания, даются олигофренам крайне тяжело. Для ребенка с умеренной формой заболевания завязать шнурки на ботинках может быть тяжелой, а иногда даже невыполнимой задачей (он будет браться за шнурки, вертеть их в руках, пытаться что-то с ними сделать, однако конечная цель так и не будет достигнута).
При глубокой олигофрении движения развиваются очень медленно и слабо (дети могут начать ходить лишь к 10 – 15 годам). В крайне тяжелых случаях движения в конечностях могут полностью отсутствовать.

Нарушения психических функций и поведения

Психические расстройства могут проявляться у детей с любой степенью заболевания, что обусловлено нарушением функционирования коры головного мозга и нарушенным, неправильным восприятием себя и окружающего мира.

У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться:
  • Психомоторное возбуждение. В данном случае ребенок подвижен, может произносить различные непонятные звуки и слова (если он их знает), передвигаться из стороны в сторону и так далее. При этом все его движения и действия лишены какого-либо смысла, беспорядочны, хаотичны.
  • Импульсивные поступки. Находясь в состоянии относительного покоя (например, лежа на диване), ребенок может резко встать, подойти к окну, пройтись по комнате или выполнить какое-либо подобное бесцельное действие, после чего вернуться к прежнему занятию (лечь обратно на диван).
  • Стереотипность движений. Во время обучения ребенок заучивает определенные движения (например, махание рукой в знак приветствия), после чего повторяет их постоянно, даже без явной на то необходимости (например, когда находится сам в помещении, когда видит животное, птицу или какой-либо неодушевленный предмет).
  • Повторение действий окружающих. В старшем возрасте дети с легкой умственной отсталостью могут начать повторять только что увиденные движения и действия (при условии, что они обучены данным действиям). Так, например, увидев человека, который наливает воду в чашку, пациент сразу же может взять чашку и также начать наливать себе воду. В то же время, ввиду неполноценности мышления он может просто имитировать данные движения (при этом, не имея в руках кувшина с водой) или даже взять кувшин и начать лить воду на пол.
  • Повторение слов окружающих. Если у ребенка имеется определенный словарный запас, он, услышав знакомое ему слово, может тут же повторить его. В то же время, незнакомые или слишком длинные слова дети не повторяют (вместо них они могут произносить бессвязные звуки).
  • Полная обездвиженность. Иногда ребенок может лежать абсолютно неподвижно в течение нескольких часов, после чего также неожиданно может начать выполнять какие-либо действия.

Нарушения эмоционально-волевой сферы

Для всех детей с олигофренией характерно нарушение мотивации той или иной степени выраженности, а также нарушение психоэмоционального состояния. Это значительно затрудняет их пребывание в обществе, а при умерено выраженной, тяжелой и глубокой олигофрении делает невозможным их самостоятельное (без присмотра другого человека) проживание.

У детей с умственной отсталостью может наблюдаться:
  • Ослабление мотивации. Ребенок не проявляет инициативы к каким-либо действиям, не стремится узнавать новое, познавать окружающий мир и себя. У них нет каких-либо «своих» целей или стремлений. Все, что они делают, делают только по тому, что им говорят это близкие или окружающие люди. При этом они могут выполнить абсолютно все, что им будет сказано, так как не отдают себе отчета в своих действиях (не могут критически их оценивать).
  • Легкая внушаемость. Абсолютно все люди с олигофренией легко поддаются воздействию окружающих (так как не могут различать ложь, шутки или сарказм). Если такой ребенок ходит в школу, одноклассники могут издеваться над ним, заставляя совершать ненормальные поступки. Это может значительно травмировать психику ребенка, приводя к развитию более глубоких психических расстройств.
  • Медленное развитие эмоциональной сферы. Дети начинают чувствовать что-либо лишь к 3 – 4 годам или даже позже.
  • Ограниченность чувств и эмоций. Дети с тяжелой формой заболевания могут испытывать лишь примитивные чувства (страх, грусть, радость), в то время как при глубокой форме олигофрении и они могут отсутствовать. В то же время, пациенты с легкой или умеренно выраженной умственной отсталостью могут испытывать намного больше чувств и эмоций (могут сопереживать, жалеть кого-то и так далее).
  • Хаотичное возникновение эмоций. Чувства и эмоции олигофренов могут возникать и меняться внезапно, без какой-либо видимой причины (только что ребенок смеялся, через 10 секунд уже рыдает или ведет себя агрессивно, а еще через минуту снова смеется).
  • «Поверхностные» чувства. Некоторые дети очень быстро переживают любые жизненные радости, тяжести и невзгоды, забывая о них в течение нескольких часов или дней.
  • «Интенсивные» чувства. Другой крайностью у умственно отсталых детей является чрезмерно выраженное переживание даже из-за самых незначительных проблем (например, уронив кружку на пол, ребенок может проплакать из-за этого несколько часов или даже дней).

Характерна ли агрессия для умственной отсталости?

Агрессия и неадекватное, враждебное поведение чаще всего наблюдается у пациентов с глубокой умственной отсталостью. Большую часть времени они могут вести себя агрессивно по отношению к окружающим, а также по отношению к самим себе (могут избивать себя, царапать, кусать и даже наносить себе тяжелые телесные повреждения). В связи с этим их отдельное проживание (без постоянного контроля) невозможно.

У детей с тяжелой формой заболевания также часто проявляются вспышки гнева. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, однако самим себе повреждения наносят относительно редко. Часто их агрессивный настрой может меняться на абсолютно противоположный (они становятся спокойными, тихими, приветливыми), однако любое слово, звук или изображение может вновь спровоцировать у них вспышку агрессии или даже ярости.

При умеренно выраженной умственной отсталости дети также могут быть агрессивными по отношению к окружающим. Ребенок может кричать на «обидчика», плакать, угрожающе жестикулировать руками, однако эта агрессия крайне редко переходит в открытую форму (когда ребенок стремится нанести кому-либо физический вред). Вспышки злобы могут сменяться другими эмоциями уже через несколько минут или часов, однако в некоторых случаях ребенок может пребывать в плохом настроении в течение длительного времени (нескольких дней, недель или даже месяцев).

При легкой форме олигофрении агрессивное поведение встречается крайне редко и обычно связано с какими-либо отрицательными эмоциями, переживаниями или событиями. При этом близкий человек может быстро успокоить ребенка (для этого можно отвлечь его чем-то веселым, интересным), в результате чего его злость смениться на радость или другое чувство.

Нарушается ли физическое развитие у детей с умственной отсталостью?

Сама по себе умственная отсталость (особенно легкая форма) не приводит к отставанию в физическом развитии. Ребенок может быть относительно высоким, его мускулатура может быть достаточно развитой, а опорно-двигательный аппарат не менее крепким, чем у нормальных детей (однако лишь при наличии регулярных физических занятий и тренировок). В то же время, при тяжелой и глубокой олигофрении заставить ребенка выполнять физические упражнения довольно трудно, в связи с чем такие дети могут отставать от сверстников не только в умственном, но и в физическом развитии (даже если родились физически здоровыми). Также физическое недоразвитие может наблюдаться в тех случаях, когда причина олигофрении воздействовала на ребенка после его рождения (например, тяжелая травма головы в течение первых 3 лет жизни).

В то же время, стоит отметить, что физическое недоразвитие и аномалии развития могут быть связаны с причиной самой умственной отсталости. Так, например, при олигофрении, вызванной алкоголизмом или наркоманией матери, ребенок может родиться с различными врожденными аномалиями, физическими уродствами, недоразвитием отдельных частей тела и так далее. Это же характерно для олигофрении, вызванной различными интоксикациями, некоторыми генетическими синдромами, травмами и облучением плода радиацией на ранних сроках внутриутробного развития, сахарным диабетом матери и так далее.

В результате длительных наблюдений было замечено, что чем тяжелее степень олигофрении, тем выше вероятность наличия у ребенка определенных физических аномалий развития черепа, грудной клетки, позвоночника, ротовой полости, наружных половых органов и так далее.

Признаки умственной отсталости у новорожденных

Выявить умственную отсталость у новорожденного бывает крайне сложно. Дело в том, что данное заболевание характеризуется замедленным умственным развитием ребенка (по сравнению с другими детьми). Однако это развитие начинается лишь через определенное время после рождения, вследствие чего для постановки диагноза ребенок должен прожить минимум несколько месяцев. Когда во время плановых осмотров врач выявит какие-либо отставания в развитии, тогда и можно будет говорить о той или иной степени умственной отсталости.

В то же время, стоит отметить, что выявление определенных предрасполагающих факторов и симптомов может натолкнуть врача на мысль о возможной умственной отсталости ребенка при первом же его осмотре (сразу после рождения).

На повышенную вероятность наличия олигофрении могут указывать:
  • Предрасполагающие факторы у матери – алкоголизм, употребление наркотиков, наличие хромосомных синдромов у близких родственников (например, у других детей), сахарный диабет и так далее.
  • Наличие признаков умственной отсталости у матери или отца – люди с легкой формой заболевания могут создавать семьи и заводить детей, однако риск наличия у них (у их детей) олигофрении повышен.
  • Деформации черепа новорожденного – при микроцефалии (уменьшении размеров черепа) или при врожденной гидроцефалии (увеличении размеров черепа в результате скапливания в нем большого количества жидкости) вероятность наличия умственной отсталости у ребенка близится к 100%.
  • Врожденные аномалии развития – дефекты конечностей, лица, полости рта, грудной клетки или других частей тела также могут сопутствовать тяжелой или глубокой форме олигофрении.

Диагностика умственной отсталости

Диагностика умственной отсталости, определение ее степени и клинической формы – это сложный и длительный процесс, требующий всестороннего обследования ребенка и выполнения различных диагностических исследований.

Какой врач ставит диагноз и лечит умственную отсталость?

Так как умственная отсталость характеризуется преимущественным нарушением мыслительных процессов и психоэмоционального состояния больного, диагностикой данной патологии и лечением детей с олигофренией должен заниматься врач-психиатр (записаться). Именно он может оценивать степень заболевания, назначать лечение и контролировать его эффективность, а также определять, представляет ли человек опасность для окружающих, подбирать оптимальные коррекционные программы и так далее.

В то же время, стоит отметить, что практически в 100% случаев у олигофренов имеются не только психические, но и другие нарушения (неврологические, поражения органов чувств и так далее). В связи с этим врач-психиатр никогда не лечит больного ребенка самостоятельно, а постоянно направляет его на консультации к специалистам из других областей медицины, которые помогают ему подобрать наиболее адекватное лечение, подходящее для каждого конкретного случая.

При диагностике и лечении умственно отсталого ребенка психиатр может назначить консультацию:

Методики обследования ребенка с умственной отсталостью

Для постановки диагноза используются данные анамнеза (врач опрашивает родителей ребенка обо всем, что может быть связано с имеющимся заболеванием). После этого он обследует пациента, стараясь выявить те или иные нарушения, характерные для умственно отсталых людей.

В процессе опроса родителей врач может спросить:
  • Имелись ли в семье умственно отсталые дети? Если среди ближайших родственников имелись олигофрены, риск наличия данного заболевания у ребенка повышен.
  • Страдал ли кто-либо из ближайших родственников хромосомными заболеваниями (синдромом Дауна, Барде-Бидля, Клайнфельтера и так далее)?
  • Принимала ли мать какие-либо токсины во время вынашивания ребенка? Если мать курила, употребляла алкоголь или принимала психотропные/наркотические препараты, риск рождения ребенка с умственной отсталостью у нее повышен.
  • Подвергалась ли мать облучению во время беременности? Это также могло способствовать развитию олигофрении у ребенка.
  • Не страдает ли память ребенка? Врач может спросить малыша, что он ел на завтрак, какую книгу ему читали на ночь или что-то в этом роде. Нормальный ребенок (умеющий говорить) с легкостью ответит на эти вопросы, в то время как для олигофрена это будет затруднительно.
  • Бывают ли у ребенка вспышки агрессии? Агрессивное, импульсивное поведение (во время которого ребенок может ударить окружающих людей, в том числе родителей) характерно для тяжелой или глубокой степени олигофрении.
  • Характерны ли для ребенка частые и беспричинные смены настроения? Это также может указывать на наличие олигофрении, хотя наблюдается и при ряде других психических расстройств.
  • Имеются ли у ребенка врожденные пороки развития? Если да – какие и сколько их?
После опроса врач приступает к обследованию пациента, что позволяет ему оценить общее развитие и выявить какие-либо отклонения, характерные для олигофрении.

Обследование ребенка включает:
  • Оценку речи. К возрасту 1 года дети должны говорить минимум несколько слов, а к двум годам уметь белее или менее общаться. Нарушение речи является одним из основных признаков олигофрении. Для оценки речи врач может задать малышу простые вопросы – сколько ему лет, в каком классе школы он учится, как зовут его родителей и так далее.
  • Оценку слуха. Врач может шепотом позвать ребенка по имени, оценив его реакцию на это.
  • Оценку зрения. Для этого врач может поместить перед глазами ребенка какой-либо яркий предмет и перемещать его из стороны в сторону. В норме ребенок должен следить за движущимся предметом.
  • Оценку скорости мышления. Чтобы это проверить, врач может задать ребенку простой вопрос (например, как зовут его родителей). Умственно отсталый ребенок может ответить на этот вопрос с запозданием (через несколько десятков секунд).
  • Оценку способности концентрировать внимание. Врач может дать ребенку какой-то яркий предмет или картинку, окликнуть его по имени или задать какой-то вопрос, требующий сложного ответа (например, что бы ребенок хотел съесть на ужин?). Для олигофрена ответить на данный вопрос будет крайне сложно, так как его эмоционально-волевая сфера нарушена.
  • Оценку мелкой моторики. Для оценки данного показателя врач может дать малышу фломастер и попросить нарисовать что-нибудь (например, солнце). Здоровый ребенок легко сделает это (если достиг соответствующего возраста). В то же время, при умственной отсталости ребенок не сможет выполнить поставленную перед ним задачу (он может водить фломастером по бумаге, вырисовывать какие-то линии, однако солнце так и не нарисует).
  • Оценку абстрактного мышления. Старших детей врач может попросить рассказать, что бы ребенок сделал в какой-либо вымышленной ситуации (например, если бы умел летать). Здоровый ребенок без проблем «нафантазирует» множество всяких интересных вещей, в то время как олигофрен не сможет справиться с поставленной задачей из-за полного отсутствия абстрактного мышления.
  • Осмотр ребенка. Во время осмотра врач старается выявить какие-либо дефекты или аномалии развития, деформации различных частей тела и другие отклонения, которые могут наблюдаться при тяжелых формах олигофрении.
Если в процессе обследования врач заподозрит, что ребенок является умственно отсталым, он может провести ряд диагностических тестов, позволяющих подтвердить диагноз.

Какие исследования могут понадобиться при диагностике умственной отсталости?

Как было сказано ранее, для постановки диагноза недостаточно просто выявить умственную отсталость у ребенка, а нужно еще определить ее степень. Для этого используются различные диагностические тесты, а также инструментальные исследования.

При умственной отсталости врач может назначить:
  • тесты для определения уровня интеллекта (например, тест Векслера);
  • тесты для определения психологического возраста;
  • ЭЭГ (электроэнцефалограмму) (записаться);
  • МРТ (магнитно-резонансную томографию) (записаться).

Тесты для определения iq и психологического возраста при умственной отсталости (тест Векслера)

IQ (intelligence quotient, коэффициент интеллекта) – показатель, позволяющий численно оценивать умственные способности человека. При диагностике умственной отсталости именно iq используется для определения степени заболевания.

Степень умственной отсталости в зависимости от iq

Степень олигофрении

Уровень iq

Легкая степень

50 – 69

Умеренная степень

35 – 49

Тяжелая степень

20 – 34

Глубокая степень

менее 20


Стоит отметить, что у здоровых людей iq должен быть не менее 70 (в идеале более 90).

Для определения уровня iq было предложено множество методик, наилучшей из которых считается тест (шкала) Векслера. Суть данного теста заключается в том, что испытуемому предлагается решить несколько заданий (построить ряд цифр или букв, сосчитать что-либо, найти лишнюю или недостающую цифру/букву, выполнить определенные действия с изображениями и так далее). Чем больше заданий пациент выполнит правильно, тем выше будет его уровень iq.

Помимо определения iq, врач может определить и психологический возраст пациента (для этого также существует множество различных тестов). Психологический возраст не всегда соответствует биологическому (то есть количеству лет, прошедших от рождения человека) и позволяет оценить степень развития ребенка. Дело в том, что психологическое взросление человека происходит по мере его обучения, внедрения его в общество и так далее. Если же ребенок не обучается основным навыкам, понятиям и правилам поведения в социуме (что характерно для умственно отсталых детей), его психологический возраст будет ниже нормы.

Психологический возраст пациента в зависимости от степени олигофрении

Степень олигофрении

Психологический возраст

Легкая степень

От 9 до 12 лет.

Умеренная степень

От 6 до 9 лет.

Тяжелая степень

От 3 до 6 лет.

Глубокая степень

До 3 лет.


Следовательно, мышление и поведение пациента с глубокой умственной отсталостью соответствует таковым у трехлетнего ребенка.

Основные диагностические критерии умственной отсталости

Для того чтобы подтвердить диагноз умственной отсталости, нужно пройти ряд обследований у различных специалистов и сдать ряд тестов. В то же время, существуют определенные диагностические критерии, при наличии которых можно с большой долей вероятности сказать, что ребенок страдает олигофренией.

К диагностическим критериям олигофрении относят:
  • Задержку психоэмоционального развития и мыслительных процессов.
  • Снижение уровня iq.
  • Несоответствие биологического возраста психологическому возрасту (последний значительно ниже нормы).
  • Нарушение приспособления пациента в обществе.
  • Нарушения поведения.
  • Наличие причины, которая привела к развитию умственной отсталости (не обязательно).
Степень выраженности каждого из данных критериев напрямую зависит от степени умственной отсталости. Также стоит отметить, что выявить причину олигофрении удается не всегда, вследствие чего ее отсутствие не является поводом для сомнения в диагнозе, если все предыдущие критерии положительны.

Показывает ли ЭЭГ умственную отсталость?

ЭЭГ (электроэнцефалография) – специальное исследование, позволяющее оценить активность различных участков головного мозга пациента. В некоторых случаях это позволяет оценить выраженность нарушений мыслительных процессов при умственной отсталости.

Суть метода заключается в следующем. Пациент приходит в кабинет к врачу и после непродолжительной беседы ложится на кушетку. Ему на голову крепятся специальные электроды, которые будут регистрировать электрические импульсы, излучаемые клетками головного мозга. После установки датчиков врач запускает записывающее устройство и выходит из помещения, оставляя пациента одного. При этом больному запрещается вставать или говорить на протяжении всей процедуры (если этого не попросит врач).

Во время проведения исследования врач может обращаться к пациенту с помощью радиосвязи, просить выполнить те или иные действия (поднять руку или ногу, дотронуться пальцем до кончика носа и так далее). Также при этом в помещении, в котором расположен пациент, может периодически включаться и выключаться свет или раздаваться определенные звуки, мелодии. Необходимо это, для того чтобы оценить реакцию отдельных участков коры головного мозга на внешние раздражители.

Вся процедура обычно длится не более часа, после чего врач снимает электроды, а пациент может отправляться домой. Полученные данные (записанные на специальной бумаге) врач внимательно изучает, стараясь выявить какие-либо отклонения, характерные для умственно отсталых детей.

Может ли МРТ определить умственную отсталость?

МРТ (магнитно-резонансная томография) головы не позволяет определить умственную отсталость или оценить степень ее выраженности. В то же время, данное исследование может применяться для выявления причины олигофрении.

Исследование проводится с помощью специального аппарата (магнитно-резонансного томографа). Суть процедуры заключается в следующем. В назначенное время пациент приходит в поликлинику, где будет проводиться исследование. Вначале он ложится на специальный выдвижной стол томографа таким образом, чтобы его голова располагалась в строго определенном месте. Далее стол перемещается в специальный отсек аппарата, где и будет проводиться исследование. Во время всей процедуры (которая может длиться до получаса) пациент должен лежать абсолютно неподвижно (не шевелить головой, не кашлять, не чихать). Любое движение может исказить качество полученных данных. После окончания процедуры пациент может сразу же отправляться домой.

Суть метода МРТ заключается в том, что во время пребывания пациента в специальном отсеке аппарата вокруг его головы создается сильное электромагнитное поле. В результате этого ткани различных органов начинают излучать определенную энергию, которая регистрируется специальными датчиками. После обработки полученных данных информация представляется на мониторе врача в виде детального послойного изображения головного мозга и всех его структур, костей череп, кровеносных сосудов и так далее. Исследовав полученные данные, врач может выявить те или иные нарушения, которые могли бы стать причиной умственной отсталости (например, очаги поражения головного мозга после травмы, уменьшение массы головного мозга, уменьшение размеров определенных долей мозга и так далее).

Несмотря на свою безопасность, МРТ имеет ряд противопоказаний. Основным из них является наличие любых металлических предметов в теле пациента (осколков, протезов, зубных коронок и так далее). Дело в том, что магнитно-резонансный томограф представляет собой сильный электромагнит. Если в него поместить пациента, в теле которого имеются металлические предметы, это может привести к весьма плачевным последствиям (вплоть до повреждения внутренних органов и тканей больного).

Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)

Признаки умственной отсталости могут быть схожи с симптомами целого ряда других психических заболеваний. Чтобы правильно выставить диагноз и назначить адекватное лечение, врачу нужно знать, чем данные патологии отличаются друг от друга.

Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):
  • От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки. Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
  • От деменции. Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
  • От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).

Умственная отсталость у детей с ДЦП

У 10 – 50% детей с ДЦП (детским церебральным параличом) могут наблюдаться признаки умственной отсталости, причем частота встречаемости олигофрении зависит от конкретной формы ДЦП.

Суть ДЦП заключается в нарушении двигательных функций пациента, связанных с повреждением его головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или сразу после рождения. Причин развития ДЦП также может быть множество (травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далее), однако все они способствуют нарушению развития или повреждению (разрушению) определенных участков головного мозга.

Стоит отметить, что такие же причинные факторы могут приводить и к развитию олигофрении. Вот почему выявление признаков умственной отсталости у больных с ДЦП является одной из первостепенных задач врача.

При сочетании этих двух патологий нарушения мыслительных, познавательных и психоэмоциональных функций у ребенка более выражены, чем при изолированной олигофрении. Чаще всего встречается тяжелая или глубокая умственная отсталость, однако даже при умеренной и легкой степени заболевания пациенты не могут самостоятельно себя обслуживать (из-за нарушения двигательных функций). Вот почему любой ребенок с ДЦП и умственной отсталостью нуждается в постоянном уходе с момента рождения и на протяжении всей жизни. Такие дети крайне тяжело поддаются обучению, а полученная ими информация быстро забывается. Эмоции у них могут быть выражены слабо, однако при тяжелых формах олигофрении может проявляться необоснованная агрессия по отношению к окружающим.

Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)

Алалия – это патологическое состояние, при котором у ребенка отмечается нарушение речи (произношения звуков, слов, предложений). Причиной заболевания обычно является поражение (при родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далее) структуры головного мозга, ответственной за формирование речи.

В медицинской практике принято выделять две формы алалии - моторную (когда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвести) и сенсорную (когда человек не понимает услышанную им речь). Важной особенностью является тот факт, что при алалии у ребенка не поврежден орган слуха (то есть, он нормально слышит речь окружающих) и отсутствуют какие-либо умственные отклонения (то есть он не является умственно-отсталым). В то же время, нарушение речи при олигофрении связано с недоразвитием органа слуха (глухотой) либо с неспособностью ребенка заучивать и воспроизводить услышанные им звуки, слова.

Отличие умственной отсталости от шизофрении

Шизофрения – это психическое заболевание, характеризующееся нарушением мышления и выраженными психо-эмоциональными расстройствами. Если заболевание проявляется в детском возрасте, говорят о детской шизофрении.

Для детской шизофрении характерно тяжелое течение, сопровождающееся бредом (ребенок произносит бессвязные слова или предложения) и галлюцинациями (ребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроении). Также у ребенка могут наблюдаться проблемы при общении со сверстниками (дети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающими), проблемы со сном, с концентрацией внимания и так далее.

Многие из перечисленных симптомов встречаются и у детей с умственной отсталостью (особенно при атонической форме заболевания), что значительно затрудняет дифференциальную диагностику. В данном случае на шизофрению могут указывать такие признаки как бред, галлюцинации, извращение или полное отсутствие эмоций.

Стоит отметить, что начало шизофрении в раннем детском возрасте нарушает развитие центральной нервной системы и головного мозга в частности, что может стать причиной умственной отсталости. В то же время, умственная отсталость может присутствовать у ребенка с рождения (однако еще не была диагностирована), а на ее фоне (в возрасте 2 – 3 лет) может развиться шизофрения.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.


Автор:

Поделитесь с друзьями
Читать еще:
Оставить отзыв

Вы можете добавить свои комментарии и отзывы к данной статье при условии соблюдения Правил обсуждения.

Имя:
Email:
Введите код:
antispam code Обновить
Отзыв
Вернуться к началу страницы
ВНИМАНИЕ!
Информация, размещенная на нашем сайте, является справочной или популярной и предоставляется широкому кругу читателей для обсуждения. Назначение лекарственных средств должно проводиться только квалифицированным специалистом, на основании истории болезни и результатов диагностики.
Ошибка в Тексте? Система Orphus